четверг, 25 февраля 2010 г.

Состояние и проблемы организации межведомственного взаимодействия в Кыргызской Республике

Существующая в Кыргызской Республике модель государственного управления складывалась в течение многих лет на основе ведомственного (отраслевого) подхода. Ведомства с вертикальной структурой, (как правило, повторяющей структуру административного деления страны) отвечают за состояние того или иного сектора экономики или государственных функций и обеспечивают оказание однотипных государственных услуг: медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, и т.п.
При ведомственном подходе к построению системы госуправления различные госорганы не испытывают особой необходимости во взаимодействии для выполнения своих задач. У каждого госоргана имеются собственная правовая основа деятельности, собственные методы работы и бизнес-процессы. Каждое ведомство самостоятельно решает вопросы сбора и анализа данных, планирования, обмена информацией, принятия решений и выполнения своих функций.
В рамках государственных и отраслевых программ информатизации в Кыргызской Республике практически во всех отраслевых и региональных госорганах управления созданы корпоративные информационные системы разной степени сложности и накоплены достаточные объемы информационных ресурсов. Однако ведомственный подход при создании государственных информационных систем только усилил разобщенность различных органов госуправления в силу того, что использовались различные программные средства и стандарты представления информации, в то время как повышение эффективности работы госаппарата основано на интеграции информационных систем.
Одной из приоритетных задач по повышению эффективности использования ИКТ является создание закрытой правительственной интранет-сети, обслуживающей различные ведомства и обеспечивающей интеграцию ведомственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие при оказании государственных услуг и принятии управленческих решений. Для эксплуатации такой сети необходима специализированная организация.
Высшие органы государственной власти и управления, региональные администрации для решения управленческих задач и оказания государственных услуг нуждаются в комплексном представлении информации об управляемой социально-экономической системе и ее элементах, что приводит к необходимости интеграции информационных ресурсов различных ведомственных систем, как по горизонтали, так и по вертикали. Причем простого объединения ведомственных информационных ресурсов для решения задач общегосударственного управления и оказания государственных услуг недостаточно. Требуется повышение качества информационных ресурсов и соответствующей нормативной правовой базы, определяющей административные регламенты и, как следствие, процессы формирования и использования государственных информационных ресурсов.
Общегосударственное использование ведомственных информационных ресурсов требует определения их правового статуса, режимов использования, оценки и включения в хозяйственный оборот. Для решения этих задач необходимо разработать мета-описание имеющихся государственных информационных ресурсов и регламентов их формирования, а также закрепление каждого ресурса общего пользования за конкретным владельцем, гарантирующим качество и доступность ресурса для всех категорий пользователей, включая простых граждан.
Для эффективного оказания услуг государственными органами в Кыргызской Республике необходимо разработать электронные административные регламенты с учетом системы межведомственного информационного взаимодействия.
Внедрение технологий электронного правительства существенно зависит от степени освоения информационных технологий государственными служащими. Кроме того, информатизация госорганов влияет на условия работы государственных служащих. Поэтому целесообразно создать в Кыргызской Республике специальную систему подготовки и повышения квалификации государственных служащих в области информационных технологий.

1 комментарий: