пятница, 12 декабря 2014 г.

Что нам нужно сделать в сфере кибербезопасности страны

Участившие несанкционированные доступы к информационным ресурсам госорганов и взлом их официальных сайтов констатирует о слабой защите информационных ресурсов госорганов. В частности применение госорганами готовых решений («шаблонов» и «движки») веб-сайтов, в результате чего им остается только заполнять их нужными информациями (контент).
Слабая защита является постоянным источником угроз по безопасности. В результате возможна утечка информации, кража клиентской базы данных и прямые финансовые потери. Кроме того, теряется имидж страны и госорганов из-за неспособности защитить свои информационные ресурсы. В наихудшем случае возможна и утечка государственных секретов. Очевидно, что задача по обеспечению информационной безопасности является одной из приоритетных для госорганов. От успешного решения этой задачи зависит устойчивость госорганов, а также ее репутация. Необходимо заметить, что обеспечение информационной безопасности не может быть частичной, т.е. оставляющей «дырки» в своей защите. Наличие даже небольшой бреши в защите означает только одно — ее отсутствие. Чтобы реально обеспечить информационную безопасность без брешей в защите, нужен СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
Поэтому не столько технологии, а именно комплексный подход, разработка и внедрение результативной системы менеджмента информационной безопасности — СМИБ (ISMS — information security management system) резко снижает риски по инцидентам в области информационной безопасности. СМИБ нужно создать на основе международного стандарта ИСО/МЭК 27001:2005 «Информационные технологии. Системы информационной безопасности. Требования».
С учетом актуальности проблемы обеспечения информационной безопасности, обусловленной многократным увеличением количества пользователей национальной информационной инфраструктуры, возрастающим количеством компьютерных инцидентов, на основе международного опыта, необходимо создать Службу реагирования на компьютерные инциденты (далее – KG–CERT).
KG–CERT выступил бы в качестве центра реагирования на обращения пользователей национальных информационных систем, а также сети Интернет, в том числе иностранных, которым необходимо оказание содействия в предотвращении компьютерных инцидентов, в обращении к кыргызстанским интернет-провайдерам и официальным государственным структурам, осуществляющим реагирование на компьютерные инциденты, обеспечивающим консультативную и техническую поддержку в выявлении, устранении, оценке, прогнозировании и предотвращении угроз информационной безопасности.
В рамках внедрения проекта KG–CERT:
-           внедрение системы сбора и анализа сообщений о событиях информационной безопасности;
-           внедрение системы Passive DNS, позволяющая анализировать информацию о внешних DNS-запросах;
-           осуществление взаимодействие с международными профильными организациями по вопросам информационной безопасности и совместной обработке инцидентов с подписанием меморандумов о сотрудничестве со Службами реагирования на компьютерные инциденты Эстонии (CERT-EE) Румынии, Латвии, Литвы, России (RU-CERT), Узбекистана, Беларуси, США, Армении, Индии…
Проведение работ по вступлению KG–CERT в международные организации:
-           в международную организацию-форум FIRST (Forum of Incident Response and Security Teams);
-      в организацию Trusted Introducer for Security and Incident Response Teams (США);
-           KG–CERT внести в список национальных служб реагирования Координационного центра (cert.org), стать членом рабочей группы по антифишингу APWG, стать участником программы оказания содействия Службам безопасности и реагирования на инциденты CSIRT Assistance Program.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ
Для эффективного решения вопросов и непосредственного выполнения функций по обеспечению кибербезопасности в системе исполнительной власти образуются (создаются) организационные структуры, отвечающие за кибербезопасность и киберзащиту в государстве, занимающиеся системами наблюдения и оповещения и реагированием на инциденты, а также организационные структуры для координации деятельности по реагированию на кибератаки. Если кибератака совершается в одной стране, ее разрушительные последствия могут в течение нескольких минут достичь своих жертв в странах, между которыми имеются соединения. Свободный поток информации, совместная работа и сотрудничество между национальными организационными структурами имеют жизненно важное значение для эффективного устранения таких инцидентов и реагирования на них.
Отдельные возможные компоненты такой структуры могут включать: 
-           национального координатора по вопросам кибербезопасности (отдельное лицо или службу), в задачу которого будет входить организация работы и координация усилий, взаимодействие с правительством, представителями деловых кругов и научного сообщества;
-           возможности по устранению инцидентов с ответственностью на государственном уровне. Эта деятельность должна включать возможное создание Национального центра кибербезопасности с целью учреждения в среднесрочной/долгосрочной перспективе CERT/CSIRT.
Для органов государственного управления важно создать или определить национальную организацию (национальный центр киберзащиты) со статусом первичного звена, которая являлась бы координирующим органом по обеспечению безопасности киберпространства и защиты важнейшей информационной инфраструктуры, основной задачей которого являлась бы деятельность по наблюдению, предупреждению, реагированию и восстановлению, а также содействие сотрудничеству между правительственными органами, частным сектором, научными кругами и международным сообществом. 
Создать команды экстренного компьютерного реагирования на инциденты в сфере кибербезопасности (использовать "Руководство ENISA по поэтапному созданию национальных CERT/CSIRT"30. Выпущенное в 2006 году, Руководство по поэтапному созданию групп реагирования на инциденты в сфере компьютерной безопасности (CSIRT)/групп реагирования на компьютерные инциденты (CERT) имеет целью охватить все аспекты услуг, предоставляемых CERT, а также необходимые этапы от управления предприятием, управления процессами до технических аспектов создания CERT).
Предусмотреть меры по усилению возможностей антикризисного реагирования в случае катастроф и чрезвычайных ситуаций.
Целесообразно было бы создать национальный координационный орган, ответственный за сбор, анализ и хранение статистической информации о всех правонарушениях (инцидентах) в сфере кибербезопасности, в том числе и касающейся распространения и масштабов киберпреступности для разработки программных рекомендаций.
Следовало бы создать национальную IP сенсорную сеть (систему мониторинга) для точного мониторинга трафика кибератак.

Создать и внедрить механизм по предоставлению понятных правил относительно того, как сообщать о незаконном контенте, обнаруженном в интернете (например, государственная горячая линия, которая имеет возможность быстрого реагирования и удаления незаконного материала или запрета доступа к нему); усилить роль регуляторных органов и уполномочить их взять на себя задачу мониторинга деятельности, например с помощью групп реагирования на компьютерные инциденты (CIRT) или групп реагирования на нарушения компьютерной защиты (CERT).

Комментариев нет:

Отправить комментарий