воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Маркировка как панацея от фальсификата

В условиях жесткой конкуренции производителям важно, чтобы их товар выделялся из общей массы качеством. В связи с этим борьба с контрафактной продукцией становится все более актуальной. Сегодня есть современный способ защитить товар от подделки — цифровая маркировка. Эксперт в области информационно–коммуникационных технологий Канат МУКАНОВ рассказал “Вечерке” о том, как это нововведение спасет кыргызстанских покупателей и производителей от фальсифицированной продукции.

—Расскажите, с чего начинается защита производимого товара?
    — С его наименования. Оно должно соответствовать бренду, информации о качестве товара. Это поддержка репутации в целом товара той или иной торговой марки и производителя.

— Как это происходит на практике?
    — Каждый производитель старается, чтобы не было подделок или так называемого самопала. При выпуске на товаре или его упаковке ставится метка. Ее может считать только специально предназначенная для этого машина. Такую машину называют считывающим устройством. Оно распознает метку и определяет, соответствует ли она заводским данным или нет. В нашем законодательстве нанесение метки называется маркировкой. Распознавание маркировки называется идентификацией. И маркировка, и средство идентификации защищены уникальным машинным кодом, который представлен в определенной цифровой последовательности символов. Когда эта уникальность сохраняется, товар защищен. Это как рецепт вкусного блюда: если его хранить в секрете, то никто, кроме вас, не сможет приготовить деликатес.

— Когда такая маркировка появится у нас в стране?
    — По этому поводу уже принят соответствующий закон. Сейчас правительство работает над подзаконными актами, которые помогут его исполнять. А отечественные программисты уже разработали свои программные продукты и готовы передать их государству на безвозмездной основе. Кроме того, у нашей страны есть обязательства в ЕАЭС, так что начать маркировку определенного перечня товаров мы должны еще до нового года. Так или иначе, процесс идет. Задача государства — обеспечить цифровую инфраструктуру и правовую основу для взаимодействия участников электронного документооборота.
    Хочу особо отметить, что маркировка нужна, в общем–то, не правительству, а бизнесу. Дело в том, что благодаря подобным новейшим средствам сегодня можно избавиться от подделок и контрабанды. Представьте себе, сколько предприниматели вкладывают в рекламу, в брендинг, в качество, чтобы победить конкурентов? А изготовители поддельной продукции только снимают сливки — без всякой раскрутки товара и дополнительной финансовой нагрузки получают барыши незаконно. Кроме того, контрафактная продукция — это нередко и угроза здоровью людей. Особенно, когда речь идет о пищевой продукции, лекарственных средствах, предметах гигиены.

— А как можно узнать, подделку покупаешь или оригинальный продукт?
    — Уже сегодня можно скачать на смартфон программу, считывающую QR–код или штрих–код. Покупателю достаточно просто навести свой смартфон на товар, и программа выдаст ему всю информацию про продукцию, про ее качество, дату изготовления и сопутстствующую информацию о производителе. Начиная с вывоза со склада до оптовых баз и розничных точек торговли товар будет перемещаться с соответствующей счетом–фактурой, накладными, которые будут отражены в маркировке. Можно будет увидеть всю цепочку: какая партия продукции и где выгружена.Каждый получатель будет заранее получать электронные документы. Это очень быстро и удобно. Когда эта система заработает в полную силу, все сведения о товаре, его стоимости, продажах вместе с данными контрольно–кассовых машин будут собираться в одном месте.
    В начале августа президент Сооронбай Жээнбеков подписал закон о поправках в Налоговый кодекс. В нем говорится, что правительством будет создан оператор фискальных данных. Этот оператор будет собирать те самые данные с контрольно–кассовых машин. Производители же по ним смогут видеть, сколько продукции и где было продано. Количества произведенной и проданной продукции должны будут совпадать. Если нет, уже будет понятно, что где–то появился контрафакт. Отследить производителя подделок будет несложно опять же благодаря данным логистики, которые будут фиксироваться в коде товара.

— А не получится, что вместо подделки товаров начнут фальсифицировать маркировку?
    — Для этого и создается цифровая инфраструктура, в которой точно будет известно, кто может генерировать те самые коды. Причем одно дело создавать маркировочные коды, другое дело — иметь сопутствующие финансовые документы, которые должны сопровождать товар. А это и электронная счет– фактура, товарно–транспортная накладная, таможенная декларация и разные сертификаты. Все подделать невозможно. Роль оператора фискальных данных в том и заключается, чтобы наблюдать за всеми цифровыми данными, которые генерируются разными участниками электронного документооборота и следить, чтобы не было монополизации.

— А оператор не превратится в монополиста?
    — В законе прописано, что оператор только собирает, хранит и защищает данные. Он даже не может обрабатывать их, так как это будет делать программа, созданная профессиональными разработчиками. Генерировать данные может каждый отдельный участник: производитель, транспортная компания, налоговая служба, таможня, банк, потребитель и т.д.

— Сколько это будет стоить?
    — Каждый производитель сам решает, какую степень защиты своей продукции ему выбрать. От этого и будет зависеть стоимость оборудования. Главное, чтобы они передали данные о своей продукции оператору, который будет отслеживать движение продукции вплоть до продажи. Это касается и иностранных компаний. При входе на наш рынок они должны будут давать данные о своей продукции, чтобы государство могло обеспечить их интересы и интересы собственных граждан. Импортер будет защищен от контрафакта, а граждане смогут получить обещанное торговой маркой качество. Уже сегодня вы можете наблюдать на многих импортируемых товарах из развитых стран как QR–коды, так и штрих–коды, не говоря уже о невидимых средствах маркировки более высокого уровня. Это и голографическое излучение, считываемое только на специальном оборудовании, RFID–маркировка, которая определяется на радиочастотном уровне, и др.

— А государство будет как–нибудь использовать эти данные?
    — На основе собранных фискальных данных государство может видеть, за счет чего увеличился ВВП — за счет роста цен или увеличения объема выпуска продукции, а также, где именно. Оценивая количество сырья при производстве конкретной продукции, можно будет видеть, соблюдаются ли стандарты качества. Например, если государство захочет внедрить бренд made in Kyrgyzstan, то ему самому придется контролировать качество продукции по всей цепочке — от заготовки сырья до упаковки. При этом статистика будет более оперативной и точной. И в любой момент можно получать свежие данные для принятия решений.
Александра ВАСИЛЬКОВА.
Фото “ВБ”.http://vecherka.kg/2018/10/05/delov/1.html

Какое будущее цифры нам пророчат

В Кыргызстане готовятся внедрить систему электронной фискализации налоговых процедур. Кому и зачем нужны эти новшества, пойдут ли они на пользу бизнесу и чем “грозят” простому обывателю, “Вечерке” рассказал эксперт в области информационно–коммуникационных технологий Канат МУКАНОВ.

— Канат Аскерович, объясните, что такое фискализация?
    — Фискализация — это сбор и обработка данных о продажах и сделках при помощи различных устройств: контрольно–кассовых машин (ККМ), аппаратов, расчетных устройств, в частности, биллинга мобильных операторов и так далее.

— Кому и зачем она нужна?
    — Добросовестный налогоплательщик в нашей стране остро нуждается в упрощении процедуры налоговой отчетности. Как это происходит сейчас? Сначала бухгалтерия предпринимателя готовит отчет, затем документы несут в налоговые органы. Через некоторое время приходят налоговики с проверкой, чтобы выяснить, правильно ли был начислен налог. В некоторых случаях проверка затрагивает и партнеров налогоплательщика. Все это требует времени, усилий, средств. Вместе с тем благодаря новейшим информационным технологиям и вычислительным устройствам сегодня можно устранить эти все трудности. Именно поэтому правительство приняло поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают внедрение фискализации посредством вычислительной техники и коммуникационных технологий.

— Давайте начистоту, платили же налоги предприятия до этого? Получается, что, по сути, госдарство навязывает бизнесу дополнительные расходы, связанные с покупкой тех самых устройств, которые нужны для фискализации. Об этом уже не раз писали в республиканских СМИ.
    — Практика показывает, что против онлайн–ККМ сегодня выступают те бизнесмены, которые раньше были против обычных ККМ. Иначе говоря, те, кому выгоднее работать в тени — не показывать реальные денежные обороты на торговых точках и не платить налоги в полной мере. Добросовестным налогоплательщикам фискализация принесет только пользу. Они это понимают и с нетерпением ждут, когда будут готовы программные продукты и сформируется цифровая инфраструктура.
    Поймите, налоговой службе цифровые данные требуются только тогда, когда наступает момент расчета суммы налога, а вот бизнесу это нужно каждый день. Представьте себе, производитель привез свою продукцию в магазин или на рынок и оставил ее под реализацию. Владелец торговой точки обещает, что выручку отдаст через неделю. Но через неделю он говорит поставщику, что товар еще не продан. В результате время окончательного расчета переносится. При этом может быть так, что на самом деле товар уже продали, а выручку направили на закуп другого товара. Онлайн–ККМ позволяет производителям видеть в режиме реального времени, сколько продукции, где и когда было уже продано. Это удобно, поскольку тогда предприниматель сможет планировать объемы и географию поставок, точно оценивать свои оборотные ресурсы, выстраивать логистику. Представьте, если производитель видит, что его товары больше всего продаются в Кемине или Ноокате, зачем тогда отправлять груз на “Дордой” или Кара–Суу?
    Онлайн–ККМ — это весьма обширные возможности. Можете представить, что, не выходя из кабинета, предприниматель сможет выписать электронную счет– фактуру, товарно–транспортную накладную, таможенную декларацию, страховой полис, сертификаты происхождения или качества и тут же передать их партнеру? Это будет происходить со скоростью электрона, “бегать” будут данные, а не люди. Грузы будут пересекать границы без задержек, электронная очередь машин позволит устранить простои и трату на непроизводительные транспортные расходы.

— И сколько это удовольствие будет стоить? Кто оплатит все эти нововведения?
    — Политика правительства такова, что за сбор, хранение и защиту данных налогоплательщик ничего не платит. Что касается обработки данных, то это осуществляется профессиональными участниками рынка программирования. Им государство по установленному регламенту предоставит доступ к части таких данных, а программисты разработают программные продукты, чтобы выложить их на рынки приложений, как AppStore или PlayMarket. Затем эти приложения пользователи смартфонов смогут закачать себе на платной или бесплатной основе.

— Какая от всего этого польза рядовому гражданину?
    — При покупке товара также будут собираться данные о покупателе. Затем, исходя из статистики приобретений, ему будет даваться оценка по баллам, своеобразный рейтинг. Это называется скоринг. Такие данные государство может предоставлять банкам, которые на основе этой статистики смогут разрабатывать индивидуальные условия для кредитования своих клиентов. Например, зная размер заработной платы, финансово–кредитное учреждение сможет разработать максимально удобный график платежей, при котором покупатель будет приобретать товары в кредит без критичной нагрузки на свой бюджет. Более того, банки будут конкурировать за клиентов с хорошим рейтингом. Это означает, что потребитель сможет получить более низкие ставки и более удобные условия по кредиту.

— Такая же статистика будет и для бизнеса?
    — Да, будет создан “белый список” предприятий, не имеющих задолженностей перед бюджетом. Подключение банков к таким данным будет регламентироваться. Возможно, это будет платная услуга. Это делается в целях защиты от криминальных элементов, с одной стороны, а также для предоставления данных иностранным пользователям. Интернет — это глобальная система, если потенциальные инвесторы, партнеры или даже конкуренты заинтересуются участниками “белого списка”, система будет оповещать, кто, откуда, когда заходил и кем интересовался.

— Сколько примерно будет стоить доступ к “белому списку”?
    — Обычно за подобные услуги идет оплата по тарифу в пределах 2–3 долларов в месяц. При этом мы провели сравнение и выяснили, что электронные новостные издания продают свою информацию за цену, которая выше названной в 3–4 раза. С момента оплаты данные посетителей также будут фиксироваться. Это тоже в интересах покупателей. Обыватель должен знать все о производителях “белого списка”, причем бесплатно. Ему будет достаточно навести на QR–код товара или упаковки свой смартфон, и база данных покажет все, что нужно о товаре и его производителе.

— Можете ли приблизительно сказать, насколько увеличится поступление налогов?
    — Ориентировочно поступления увеличатся в разы. По нашим данным, сегодня в Кыргызстане зарегистрировано 8 тысяч предприятий, которые должны платить НДС, но четверть из них сдает “нулевые отчеты”. В республике зарегистрировано почти четыреста тысяч предпринимателей и свыше 350 тысяч фермерских хозяйств. При этом приобретается только 170 тысяч патентов. Получается, что в одной и той же стране налогоплательщики существуют в разных условиях — одни честно платят налоги, другие работают “в тени”. Так вот, фискализация — это не просто способ повысить эффективность системы налогового администрирования, это возможность создать по–настоящему справедливую конкурентную среду.
Александра ВАСИЛЬКОВА.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВАhttp://vecherka.kg/2018/09/28/kazna/1.html

понедельник, 15 октября 2018 г.

Несколько слов о Госкоминформтехнологий


На мой взгляд ключевая задача Госкомитета информационных технологий и связи – преодолеть ведомственную, отраслевую инерцию. Стране нужен не Комитет связи в узком, отраслевом смысле, и даже не Центр информатизации, а мощный интеллектуальный, стратегический штаб по развитию цифровой экономики в масштабах всей страны.
Т.е. задача Госкомитета – это не только и не столько инфраструктура, а в фокусе внимания Госкомитета должна быть цифровизация всей экономики страны. Спектр задач – от индустрии 4.0 в промышленности и точного земледелия в сельском хозяйстве до создания полноценной системы электронной медицины в стране.
Именно Госкомитет должен дать конкретную стратегию цифровизации всех других отраслей и всей экономики в целом. И не только дать её в теории, но и волевым образом пробивать на практике...