Суть «Государственного регистра населения» составляют
две первичные идеи: единый идентификационный номер персоны и структура базового
информационно-функционального пространства.
Создание интегрированного
регистра «Государственный регистр население» позволит всесторонне
усилить систему государственного контроля, значительно расширить налоговую
базу, защитить права собственности государства, муниципальных образований,
хозяйствующих субъектов и граждан.
Кроме того, наличие полной и актуальной информации о
населении создаст условия для макроэкономического моделирования, а также стабилизации
социально-экономической обстановки за счет рационального использования
имеющихся финансовых, материальных, природных и организационных ресурсов (даст возможность
открытой адресной целевой компенсации, непосредственной «связи» каждого жителя
с условиями жизни и труда; планирования социального обеспечения;
трудоустройства,
образования
и охраны здоровья граждан, защиты окружающей среды, эффективного использования
природных ресурсов и др.), повысит качество принимаемых решений при
использовании резервов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. И, что
особенно важно, Государственный регистр населения предоставит возможность анализа
внутренних и внешних миграционных потоков и демографических процессов, осуществления реального управления социально-экономическим
развитием страны.
Кроме того, использование интегрированного регистра «Государственный
регистр население», несомненно, поможет в защите конституционных прав и свобод,
безопасности государств и граждан, создаст условия для оперативного
информационного обслуживания населения страны.
Создание единого информационного пространства страны, построенного
на базовых сегментах национальных информационных ресурсов, позволит:
- повысить
эффективность государственного контроля и регулирования миграционных процессов,
уровень занятости населения; улучшить качество рабочей силы, создать условия
для общего рынка труда;
- увеличить
бюджетные поступления, поддержать и защитить экономические интересы
национальных товаропроизводителей;
- создать
эффективную государственную систему предоставления высококачественных
информационных услуг и информационных ресурсов для обеспечения как функционирования
в едином комплексе финансовых, информационных, товарных и транспортных потоков,
так и для выхода информационных продуктов и услуг на мировой рынок;
- осуществить
широкий доступ к оперативным и достоверным данным о потребителях и
производителях товаров и услуг, трудовых ресурсах, потенциальных партнерах и
рынках;
- укрепить
положительный имидж государства на мировой арене, формирующего цивилизованный
рынок на современных правовой и технологической основах.
В заключении мы ожидаем, что в результате данного Предложения
будет выработано решение об использовании предложенных технологий, что станет началом
следующего этапа формирования информационного пространства страны.
Фактически, ключевым событием
в развитии Государственного регистра населения может стать принятие Постановление
Правительства КР,
утверждающий два документа:
- «Концепцию
автоматизированной информационной системы «Государственный регистр населения»;
- «Положение о Государственном регистре населения».
«Государственный регистр
населения» – единая
интегрированная система автоматизированного учёта граждан КР, иностранных
граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся
на территории республики, а также граждан КР, выехавших за рубеж на срок более
трёх месяцев или на постоянное проживание.
Другими словами, ГРН – это автоматизированный учёт всех
жителей КР и её граждан, выехавших, а также проживающих за рубежом.
Государственный регистр
населения состоит из следующих подрегистров:
- автоматизированный
учёт родившихся и/или умерших на территории КР («РОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ»);
- автоматизированный
учёт записей актов гражданского состояния («ЗАГС»);
- автоматизированный
учёт документирования физических лиц удостоверяющими личность документами Национальной
паспортной системы («ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»);
- автоматизированный
учёт физических лиц по месту жительства («АДРЕС»);
- автоматизированный
учёт гражданства («ГРАЖДАНСТВО»);
- автоматизированный
учет иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории КР
(«ИНОСТРАНЕЦ»);
- автоматизированный
учёт пересечения государственной границы КР («ГРАНИЦА»);
- автоматизированный
учёт лиц, обратившихся в посольства и консульства КР («КОНСУЛ»);
- государственный
контроль накопления, хранения и использования информационных ресурсов о населении
(«КОНТРОЛЬ»).
Автоматизированный учёт родившихся и/или умерших на территории КР («РОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ») выполняет следующие функции:
- учёт
лиц, родившихся в КР;
- учёт
лиц, умерших в КР;
- учёт
документов, выдаваемых при рождении и смерти.
АИС «Регистрация рождения» реализует следующие
функции:
- учёт
лиц, родившихся в КР;
- учёт
документов, выдаваемых при рождении.
АИС «Регистрация рождения» состоит из
двух подсистем:
- регистрации
рождения и выдачи свидетельства о рождении в органах ЗАГС на основании медицинского
свидетельства о рождении, а также дальнейшего их учёта;
- регистрации
и учёта извещений о выдаче медицинского свидетельства о рождении в отделениях учёта
и документирования населения.
Таким образом, в ГРН информация о рождении
поступает из двух источников: территориальных органов ЗАГС и отделений учёта и документирования
населения.
Немаловажным является следующее:
- регистрация
рождения в медицинских учреждениях проводится на основе новых медицинских свидетельств,
которого надо разработать и внедрить совместно с Министерством здравоохранения и
органов гражданского состояния при участии ГРС;
- ГРС
совместно с НСК должен разработать автоматический режим передачи статистической
информации о рождении из органов ЗАГС, что позволяет свести к нулю огромный ручной
труд, использовавшийся для заполнения в органах ЗАГС статистических бюллетеней.
Реализация функций регистрации и учёта лиц, умерших в КР,
и документов, выданных при регистрации смерти, как части ГРН. Частично функция учета
умерших лиц может, выполняется через автоматизированный учет граждан по месту жительства,
при их снятии с учета в связи со смертью.
Автоматизированный учёт
записей актов гражданского состояния («ЗАГС») включает следующие функции, а именно регистрацию:
- рождения;
- смерти;
- бракосочетания;
- развода;
- изменения
фамилии и/или имени,
а также
- выдачу
свидетельств о регистрации актов гражданского состояния;
- внесение
изменений в актовых записях;
- легализацию
документов других стран.
Немаловажно и то, что все эти проекты должно разрабатываться
параллельно и для Архива Регистра гражданского состояния.
Автоматизированный
учет документирования физических лиц
удостоверяющими
личность документами Национальной паспортной
системы («ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ») включает следующие
функции:
- выдачу
паспортов гражданам КР;
- выдачу
удостоверений личности гражданам КР;
- выдачу
сопроводительных документов;
- выдачу
выездных виз для лиц, выезжающих на постоянное место жительства;
- выдачу
справок.
Автоматизированный учет лиц по месту жительства («АДРЕС») включает следующие функции:
- постоянную
регистрацию по месту жительства;
- временную
регистрацию по месту жительства;
- снятие
с учета по месту жительства.
Адресный листок прибытия/убытия уже заполняется,
распечатывается в автоматическом режиме. Информация из Государственного регистра
населения доступна по скоростным каналам связи.
Автоматизированный учет гражданства («ГРАЖДАНСТВО») включает следующие функции
учёта:
- принятия
гражданства;
- отказа
от гражданства;
- лишения
гражданства,
а также
- регистрацию двойного гражданства;
- выдачу
информационных документов по вопросам гражданства.
Автоматизированный учет
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в
КР («ИНОСТРАНЕЦ»), включает следующие функции выдачи:
- паспортов
лицам без гражданства;
- удостоверений
личности лицам без гражданства;
- постоянного
вида на жительство иностранного гражданина;
- временного
вида на жительство иностранного гражданина;
- временного
вида на жительство лица без гражданства;
- сопроводительных
документов;
- выездной/въездной
визы для иностранного гражданина и лица без гражданства, постоянно проживающего
на территории КР;
- вкладышей
к национальному паспорту и регистрацию иностранных граждан;
- физическим
лицам приглашений для въезда иностранных граждан;
- въездной/выездной
визы для иностранцев, временно находящихся на территории КР,
а также учет:
- продления
въездных виз иностранных граждан и лиц без гражданства;
- преступлений
и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами и в отношении
иностранных граждан;
- заявлений
и разрешений на постоянное жительство в КР;
- беженцев.
Автоматизированный учет
пересечения государственной границы КР («ГРАНИЦА») включает следующие функции:
- регистрация
и контроль въезда/выезда физических лиц;
- контроль
документов, представляемых физическими лицами.
При прохождении физическими лицами границы КР через высокоскоростные
каналы связи в автоматическом режиме осуществляется сверка удостоверяющих личность
документов с информацией, заложенной в ГРН. Установка автоматизированных пунктов
пограничного контроля во многом сокращает время прохождения физическими лицами государственной
границы.
Автоматизированный учет
лиц, обращающихся в посольства и
консульства КР («КОНСУЛ»), – автоматизированный учет
граждан КР, постоянно проживающих за рубежом, учет выданных дипломатических и служебных
паспортов, учет виз, выданных иностранным гражданам для въезда в КР включает следующие
функции выдачи:
- дипломатического
паспорта;
- служебного
паспорта;
- юридическим
лицам приглашений для въезда иностранных граждан;
- въездных
виз иностранным гражданам и лицам без гражданства по приглашениям юридических лиц;
- консульский
учет граждан КР, постоянно проживающих за рубежом.
В консульствах КР за рубежом должна существовать реальная
возможность идентифицировать по Государственному регистру населения граждан КР,
обратившихся в консульство по различным вопросам. Процедура идентификации через
консульство должна занимать минимум времени.
Автоматизированный учет
и контроль накопления, хранения и
использования информационных ресурсов
о населении («КОНТРОЛЬ»)
– система единого государственного контроля информационных ресурсов о населении,
встроенная в ведомственные автоматизированные информационные системы.
Фактически, это ядро взаимодействия составных частей, и
при автоматизации какой-либо части оно каждый раз дополняется.
Перспективы развития Государственного регистра населения
1. ГРС
(регистрация рождения, брака, развода, изменение фамилии и/или имени, установление
отцовства, регистрация смерти; исправление, дополнение, восстановление, перерегистрация,
аннулирование акта гражданского состояния, установление или разрыв родственных связей,
документирование граждан КР, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно
проживающих или временно находящихся на территории КР, регистрация по месту жительства,
изменение гражданства);
2. Министерство
здравоохранения (факты рождения и смерти);
3. Министерство
юстиции (судебные решения, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
признание лица недееспособным);
4. ГПС
(факты пересечения государственной границы физическими лицами);
5. Министерство
иностранных дел (постановка на консульский учет граждан КР, постоянно проживающих
или временно находящихся за рубежом; выдача въездных виз в КР иностранным гражданам
консульскими службами за рубежом; документирование граждан КР дипломатическими и
служебными паспортами);
6. Министерство
обороны (постановка и снятие с физических лиц воинского учета);
7. Министерство
образования (поступившие в ученые заведения и
окончившие
обучение в них или исключенные из этих заведений);
8. Министерство
социального развития (изменение социального статуса лица);
9. Министерство
труда, миграции и молодежи (выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений
на временное или постоянное жительство на территории КР).
Для полного формирования ГРН нужно задействовать все вышеназванные
источники. Для этого необходимо решить следующие
задачи:
- принятие
ряда нормативных актов, среди которых:
-«О
Государственных информационных ресурсах»;
-«О
национальной идентификационной системе КР».
- гармоничное
взаимодействие источников формирования ГРН, согласование соответствующих им автоматизированных
информационных систем, их доработка с применением современных информационных технологий
для оптимального формирования и использования данных, хранящихся в ГРН;
- оснащение
техникой и программным обеспечением территориальных отделов ЗАГС и посольств КР
за рубежом;
- принятие
срочных мер для компьютеризации ГО;
- создание
национальной телекоммуникационной сети.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить качественное
формирование и эксплуатацию Государственного регистра населения, и создание Национальной
идентификационной системы Кыргызской Республики.