воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Какое будущее цифры нам пророчат

В Кыргызстане готовятся внедрить систему электронной фискализации налоговых процедур. Кому и зачем нужны эти новшества, пойдут ли они на пользу бизнесу и чем “грозят” простому обывателю, “Вечерке” рассказал эксперт в области информационно–коммуникационных технологий Канат МУКАНОВ.

— Канат Аскерович, объясните, что такое фискализация?
    — Фискализация — это сбор и обработка данных о продажах и сделках при помощи различных устройств: контрольно–кассовых машин (ККМ), аппаратов, расчетных устройств, в частности, биллинга мобильных операторов и так далее.

— Кому и зачем она нужна?
    — Добросовестный налогоплательщик в нашей стране остро нуждается в упрощении процедуры налоговой отчетности. Как это происходит сейчас? Сначала бухгалтерия предпринимателя готовит отчет, затем документы несут в налоговые органы. Через некоторое время приходят налоговики с проверкой, чтобы выяснить, правильно ли был начислен налог. В некоторых случаях проверка затрагивает и партнеров налогоплательщика. Все это требует времени, усилий, средств. Вместе с тем благодаря новейшим информационным технологиям и вычислительным устройствам сегодня можно устранить эти все трудности. Именно поэтому правительство приняло поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают внедрение фискализации посредством вычислительной техники и коммуникационных технологий.

— Давайте начистоту, платили же налоги предприятия до этого? Получается, что, по сути, госдарство навязывает бизнесу дополнительные расходы, связанные с покупкой тех самых устройств, которые нужны для фискализации. Об этом уже не раз писали в республиканских СМИ.
    — Практика показывает, что против онлайн–ККМ сегодня выступают те бизнесмены, которые раньше были против обычных ККМ. Иначе говоря, те, кому выгоднее работать в тени — не показывать реальные денежные обороты на торговых точках и не платить налоги в полной мере. Добросовестным налогоплательщикам фискализация принесет только пользу. Они это понимают и с нетерпением ждут, когда будут готовы программные продукты и сформируется цифровая инфраструктура.
    Поймите, налоговой службе цифровые данные требуются только тогда, когда наступает момент расчета суммы налога, а вот бизнесу это нужно каждый день. Представьте себе, производитель привез свою продукцию в магазин или на рынок и оставил ее под реализацию. Владелец торговой точки обещает, что выручку отдаст через неделю. Но через неделю он говорит поставщику, что товар еще не продан. В результате время окончательного расчета переносится. При этом может быть так, что на самом деле товар уже продали, а выручку направили на закуп другого товара. Онлайн–ККМ позволяет производителям видеть в режиме реального времени, сколько продукции, где и когда было уже продано. Это удобно, поскольку тогда предприниматель сможет планировать объемы и географию поставок, точно оценивать свои оборотные ресурсы, выстраивать логистику. Представьте, если производитель видит, что его товары больше всего продаются в Кемине или Ноокате, зачем тогда отправлять груз на “Дордой” или Кара–Суу?
    Онлайн–ККМ — это весьма обширные возможности. Можете представить, что, не выходя из кабинета, предприниматель сможет выписать электронную счет– фактуру, товарно–транспортную накладную, таможенную декларацию, страховой полис, сертификаты происхождения или качества и тут же передать их партнеру? Это будет происходить со скоростью электрона, “бегать” будут данные, а не люди. Грузы будут пересекать границы без задержек, электронная очередь машин позволит устранить простои и трату на непроизводительные транспортные расходы.

— И сколько это удовольствие будет стоить? Кто оплатит все эти нововведения?
    — Политика правительства такова, что за сбор, хранение и защиту данных налогоплательщик ничего не платит. Что касается обработки данных, то это осуществляется профессиональными участниками рынка программирования. Им государство по установленному регламенту предоставит доступ к части таких данных, а программисты разработают программные продукты, чтобы выложить их на рынки приложений, как AppStore или PlayMarket. Затем эти приложения пользователи смартфонов смогут закачать себе на платной или бесплатной основе.

— Какая от всего этого польза рядовому гражданину?
    — При покупке товара также будут собираться данные о покупателе. Затем, исходя из статистики приобретений, ему будет даваться оценка по баллам, своеобразный рейтинг. Это называется скоринг. Такие данные государство может предоставлять банкам, которые на основе этой статистики смогут разрабатывать индивидуальные условия для кредитования своих клиентов. Например, зная размер заработной платы, финансово–кредитное учреждение сможет разработать максимально удобный график платежей, при котором покупатель будет приобретать товары в кредит без критичной нагрузки на свой бюджет. Более того, банки будут конкурировать за клиентов с хорошим рейтингом. Это означает, что потребитель сможет получить более низкие ставки и более удобные условия по кредиту.

— Такая же статистика будет и для бизнеса?
    — Да, будет создан “белый список” предприятий, не имеющих задолженностей перед бюджетом. Подключение банков к таким данным будет регламентироваться. Возможно, это будет платная услуга. Это делается в целях защиты от криминальных элементов, с одной стороны, а также для предоставления данных иностранным пользователям. Интернет — это глобальная система, если потенциальные инвесторы, партнеры или даже конкуренты заинтересуются участниками “белого списка”, система будет оповещать, кто, откуда, когда заходил и кем интересовался.

— Сколько примерно будет стоить доступ к “белому списку”?
    — Обычно за подобные услуги идет оплата по тарифу в пределах 2–3 долларов в месяц. При этом мы провели сравнение и выяснили, что электронные новостные издания продают свою информацию за цену, которая выше названной в 3–4 раза. С момента оплаты данные посетителей также будут фиксироваться. Это тоже в интересах покупателей. Обыватель должен знать все о производителях “белого списка”, причем бесплатно. Ему будет достаточно навести на QR–код товара или упаковки свой смартфон, и база данных покажет все, что нужно о товаре и его производителе.

— Можете ли приблизительно сказать, насколько увеличится поступление налогов?
    — Ориентировочно поступления увеличатся в разы. По нашим данным, сегодня в Кыргызстане зарегистрировано 8 тысяч предприятий, которые должны платить НДС, но четверть из них сдает “нулевые отчеты”. В республике зарегистрировано почти четыреста тысяч предпринимателей и свыше 350 тысяч фермерских хозяйств. При этом приобретается только 170 тысяч патентов. Получается, что в одной и той же стране налогоплательщики существуют в разных условиях — одни честно платят налоги, другие работают “в тени”. Так вот, фискализация — это не просто способ повысить эффективность системы налогового администрирования, это возможность создать по–настоящему справедливую конкурентную среду.
Александра ВАСИЛЬКОВА.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВАhttp://vecherka.kg/2018/09/28/kazna/1.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий