воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Маркировка как панацея от фальсификата

В условиях жесткой конкуренции производителям важно, чтобы их товар выделялся из общей массы качеством. В связи с этим борьба с контрафактной продукцией становится все более актуальной. Сегодня есть современный способ защитить товар от подделки — цифровая маркировка. Эксперт в области информационно–коммуникационных технологий Канат МУКАНОВ рассказал “Вечерке” о том, как это нововведение спасет кыргызстанских покупателей и производителей от фальсифицированной продукции.

—Расскажите, с чего начинается защита производимого товара?
    — С его наименования. Оно должно соответствовать бренду, информации о качестве товара. Это поддержка репутации в целом товара той или иной торговой марки и производителя.

— Как это происходит на практике?
    — Каждый производитель старается, чтобы не было подделок или так называемого самопала. При выпуске на товаре или его упаковке ставится метка. Ее может считать только специально предназначенная для этого машина. Такую машину называют считывающим устройством. Оно распознает метку и определяет, соответствует ли она заводским данным или нет. В нашем законодательстве нанесение метки называется маркировкой. Распознавание маркировки называется идентификацией. И маркировка, и средство идентификации защищены уникальным машинным кодом, который представлен в определенной цифровой последовательности символов. Когда эта уникальность сохраняется, товар защищен. Это как рецепт вкусного блюда: если его хранить в секрете, то никто, кроме вас, не сможет приготовить деликатес.

— Когда такая маркировка появится у нас в стране?
    — По этому поводу уже принят соответствующий закон. Сейчас правительство работает над подзаконными актами, которые помогут его исполнять. А отечественные программисты уже разработали свои программные продукты и готовы передать их государству на безвозмездной основе. Кроме того, у нашей страны есть обязательства в ЕАЭС, так что начать маркировку определенного перечня товаров мы должны еще до нового года. Так или иначе, процесс идет. Задача государства — обеспечить цифровую инфраструктуру и правовую основу для взаимодействия участников электронного документооборота.
    Хочу особо отметить, что маркировка нужна, в общем–то, не правительству, а бизнесу. Дело в том, что благодаря подобным новейшим средствам сегодня можно избавиться от подделок и контрабанды. Представьте себе, сколько предприниматели вкладывают в рекламу, в брендинг, в качество, чтобы победить конкурентов? А изготовители поддельной продукции только снимают сливки — без всякой раскрутки товара и дополнительной финансовой нагрузки получают барыши незаконно. Кроме того, контрафактная продукция — это нередко и угроза здоровью людей. Особенно, когда речь идет о пищевой продукции, лекарственных средствах, предметах гигиены.

— А как можно узнать, подделку покупаешь или оригинальный продукт?
    — Уже сегодня можно скачать на смартфон программу, считывающую QR–код или штрих–код. Покупателю достаточно просто навести свой смартфон на товар, и программа выдаст ему всю информацию про продукцию, про ее качество, дату изготовления и сопутстствующую информацию о производителе. Начиная с вывоза со склада до оптовых баз и розничных точек торговли товар будет перемещаться с соответствующей счетом–фактурой, накладными, которые будут отражены в маркировке. Можно будет увидеть всю цепочку: какая партия продукции и где выгружена.Каждый получатель будет заранее получать электронные документы. Это очень быстро и удобно. Когда эта система заработает в полную силу, все сведения о товаре, его стоимости, продажах вместе с данными контрольно–кассовых машин будут собираться в одном месте.
    В начале августа президент Сооронбай Жээнбеков подписал закон о поправках в Налоговый кодекс. В нем говорится, что правительством будет создан оператор фискальных данных. Этот оператор будет собирать те самые данные с контрольно–кассовых машин. Производители же по ним смогут видеть, сколько продукции и где было продано. Количества произведенной и проданной продукции должны будут совпадать. Если нет, уже будет понятно, что где–то появился контрафакт. Отследить производителя подделок будет несложно опять же благодаря данным логистики, которые будут фиксироваться в коде товара.

— А не получится, что вместо подделки товаров начнут фальсифицировать маркировку?
    — Для этого и создается цифровая инфраструктура, в которой точно будет известно, кто может генерировать те самые коды. Причем одно дело создавать маркировочные коды, другое дело — иметь сопутствующие финансовые документы, которые должны сопровождать товар. А это и электронная счет– фактура, товарно–транспортная накладная, таможенная декларация и разные сертификаты. Все подделать невозможно. Роль оператора фискальных данных в том и заключается, чтобы наблюдать за всеми цифровыми данными, которые генерируются разными участниками электронного документооборота и следить, чтобы не было монополизации.

— А оператор не превратится в монополиста?
    — В законе прописано, что оператор только собирает, хранит и защищает данные. Он даже не может обрабатывать их, так как это будет делать программа, созданная профессиональными разработчиками. Генерировать данные может каждый отдельный участник: производитель, транспортная компания, налоговая служба, таможня, банк, потребитель и т.д.

— Сколько это будет стоить?
    — Каждый производитель сам решает, какую степень защиты своей продукции ему выбрать. От этого и будет зависеть стоимость оборудования. Главное, чтобы они передали данные о своей продукции оператору, который будет отслеживать движение продукции вплоть до продажи. Это касается и иностранных компаний. При входе на наш рынок они должны будут давать данные о своей продукции, чтобы государство могло обеспечить их интересы и интересы собственных граждан. Импортер будет защищен от контрафакта, а граждане смогут получить обещанное торговой маркой качество. Уже сегодня вы можете наблюдать на многих импортируемых товарах из развитых стран как QR–коды, так и штрих–коды, не говоря уже о невидимых средствах маркировки более высокого уровня. Это и голографическое излучение, считываемое только на специальном оборудовании, RFID–маркировка, которая определяется на радиочастотном уровне, и др.

— А государство будет как–нибудь использовать эти данные?
    — На основе собранных фискальных данных государство может видеть, за счет чего увеличился ВВП — за счет роста цен или увеличения объема выпуска продукции, а также, где именно. Оценивая количество сырья при производстве конкретной продукции, можно будет видеть, соблюдаются ли стандарты качества. Например, если государство захочет внедрить бренд made in Kyrgyzstan, то ему самому придется контролировать качество продукции по всей цепочке — от заготовки сырья до упаковки. При этом статистика будет более оперативной и точной. И в любой момент можно получать свежие данные для принятия решений.
Александра ВАСИЛЬКОВА.
Фото “ВБ”.http://vecherka.kg/2018/10/05/delov/1.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий